Валентин Константинович КАЗЕРСКИЙ (vk_gdety) wrote,
Валентин Константинович КАЗЕРСКИЙ
vk_gdety

«О любимый мой о Христе брате и вожделенный Богу паче всех...» (св. Нил Сорский)

Образ человека Божия«О любимый мой о Христе брате. . . ». Кажется невероятным, но это обращение св. Нила Сорского к христианину, которого даже имени он не знал. Такова любовь святого старца к ближнему. Любовь, которая являет себя во всем, без тени о с у ж д е н и я даже в ревности о добродетели. 
 Вот какое восхищенное слово о Ниле Сорском сказал однажды протестант, самого что ни на есть «протестантского толкa»! А речь в большом собрании шла о любви Божий, любви меж братиями... Единстве во Христе.
 
На память приходит всё, что знал о св. Ниле прежде...
Преподобный НИЛ Сорский  (+ 1508)Вот что пишет Ключевский: "Постриженик Кириллова монастыря, Нил долго жил на Афоне, наблюдал тамошние и Цареградские скиты, вернувшись в отечество, основал на реке Соре, в Белозерском крае, первый скит в России. Скитское жительство - средняя форма подвижничества между общежитием и уединенным отшельничеством. Скит похож и на особняк своим тесным составом из двух, трех келлий, редко больше, и на общежитие тем, что у братии пища, одежда, работа - все общее. Скитский подвиг - это УМНОЕ или МЫСЛЕННОЕ ДЕЛАНИЕ. ("Кто молится только устами, а об уме небрежет, тот молится воздуху: Бог уму внимает"). Иначе - сосредоточенная внутренняя работа духа над самим собою, состоящая в том, чтобы "умом блюсти сердце от помыслов" и страстей извне навеваемых или возникающих из неупорядоченной природы человеческой. Оружие в борьбе с ними -мысленная духовная молитва и безмолвие, постоянное наблюдение за своим умом. У преп. Нила особый дар рассудительности. Он - учитель мудрого среднего пути: "Без мудрствования и добро на злобу бывает ради безвременья и безмерья. Егда же мудрование благим меру и время уставит, чуден прибыток обретается. Время безмолвию и время немятежной молве, время молитвы непрестанныя и время службы нелицемерныя. - Прежде времени в высокая не продерзати. - Среднею мерою удобно есть проходити. - Средний путь не падателен есть". Но хотя Нил указывает на средний путь, "не следует думать, что он ведет легким путем. Он учит борьбе -"разумному и изящному борению" с грехом. "Ведиши ли брате, - пишет он св. Кассиану Мангупскому, своему ученику, -яко от древних лет вси угодившие Богу скорбями и бедами и теснотами спасошася". Он учит о памяти смертной и тщете земной жизни: "Дым есть житие сие, пар, персть и пепел". Он "славит" слезы покаяния, слезы любовныя, слезы спасительныя, слезы очищающия мрак ума моего". В историю преп. Нил вошел, как нестяжатель.
Надо еще отметить его как учителя и старца, придающего особое значение старческому "окормлению", совету "разумных и духовных мужей". Преп. Нил приводит в предисловии к своему уставу слова преп. Симеона Нового Богослова, что "многие приобрели сие светозарное делание (духовную молитву), посредством наставления, и редкие получили его прямо от Бога усилием подвига и теплотою веры, и что не малый подвиг обрести себе наставление не обольщающее нас, т.е. человека, стяжавшего опытное ведение и духовный путь Божественного писания. Если же не обрящется, то должен стараться почерпать оное прямо из сего писания по слову евангельскому: "испытуйте писания и в них обрящете живот вечный". 
Невольно встает поодаль образ другого святого, Иосифа Волоцкого... 

Примечательно, пишет историк Г.П. Федотов, что преподобный Иосиф был канонизован в конце XVI века три раза, к местному и общему (1591) почитанию. Авторитет его стоял непререкаемо высоко уже в середине века. Он чтился москвичами выше всех других "новых" чудотворцев, и в XVII веке в московской небесной иерархии занял место непосредственно за преподобными Сергием и Кириллом. 
Нил Сорский вообще не был канонизован в Москве, хотя знаком уважения к нему была задуманная Грозным постройка в его ските каменной церкви. Мы вообще не знаем, когда именно произошла его местная канонизация, – в конце XVIII или в XIX веке. Она совершилась неприметно, в силу возросшего его почитания в новое время, и санкционирована Синодом в "Верном месяцеслове" 1903 г.
 



И вопрос у меня к братиям-православным: каково ваше отношение к св. Нилу, ваше понимание его роли в истории Церкви?
О своем писал и еще повторю: святого Нила, любящего безмерно Бога и образ Божий во всяком, душа моя принимает едва ни как провозвестника евангельского движения в России, напрочь отвергая бытующее мнение, будто отеческие евангельские христиане суть порождение западного протестантизма!
 
А вспомнил эту давнюю уже свою запись, благодаря френду adementev
Tags: christian, god, Церковь, агапе, любовь, отцы, православие, христиане, христианство
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments